Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
На базе МБДОУ №15 "Ургалочка" функционирует Ресурсный центр по проблемам инклюзивного образования детей.
Ресурсный центр открыт на основании распоряжения Министерства образования и науки хабаровского края от 11.10.2019г. № 1395 "О деятельности краевых и муниципальных ресурсных центров сопровождения инклюзивного образования", приказа Управления образования Верхнебуреинского муниципального района от 17.10.2019г. №393 "О присвоении образовательным организациям статуса "Муниципальная инновационная площадка" в инновационной инфраструктуре сферы образования Верхнебуреинского муниципального района в 2019-2020 учебном году" и приказа заведующего МБДОУ №15 "Ургалочка".
Мы приглашаем к сотрудничеству образовательные учреждения района и города. Наши специалисты оказывают консультационно-методическую поддержку педагогам, реализующим инклюзивную практику в своем учреждении.
Более подробно с направлениями деятельности Ресурсного центра можно познакомиться, изучив нормативные документы:
Заявка на присвоение статуса муниципальной инновационной площадки в 2023-2024 году
Договор о взаимном сотрудничестве МБДОУ №15 со "Школой -интернат №5" г.Хабаровск
Соглашение о взаимодействии МБДОУ №15 со "Школой -интернат №19" п.Березовый
Соглашение о взаимодействии МБДОУ №15 с "Железнодорожным лицеем" им.А.А.Абрамова п.Новый Ургал
Соглашение о взаимодействии МБДОУ №15 с МБДОУ ЦРР п.Чегдомын
Психолого-педагогическое сопровождение в МБДОУ № 15 «Ургалочка»
Психолого-педагогическое сопровождение это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Цель сопровождения в ДОУ: создание психолого – педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого – педагогического сопровождения:
сохранять и укреплять психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
предупреждать возникновения проблем развития ребенка;
выявить первичные возможности развития ребенка;
выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществлять индивидуально ориентированную психолого -педагогическую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ТПМК и ППк);
обеспечивать психолого-педагогической поддержкой семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:
• дети;
• воспитатели, педагоги;
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
Сопровождение опирается на психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению в ДОУ:
профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем,
диагностика,
консультирование (индивидуальное и групповое),
развивающая работа,
коррекционная работа,
психологическое просвещение и образование.
Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в воспитательной работе.
На уровне ДОУ задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов в консилиуме по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы детей осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа.
Специалистами сопровождения проводится работа:
Педагог-психолог: проводит психодиагностику, психокоррекционно-развивающую работу с детьми, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
Учитель-логопед: проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
Учитель-дефектолог: педагогическая диагностика, разработка и уточнение образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми в соответствии с выбранными программами.
Тьютор: организация условий для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду, осуществляющий индивидуальную работу с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации,.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной терапии.
Инструктор по физической культуре: разработка и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, медицинского работника.
В МБДОУ работают специалисты сопровождения:
2 педагога-психолога;
3 учителя-логопеда;
1 учитель-дефектолог;
1 тьютор;
2 музыкальных руководителя;
2 инструктора по физической культуре;
1 ассистент.
Наряду с работой специалистов сопровождения с нормотипичными детьми, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ОВЗ. Такое сопровождение рассматривается как процесс, включающий в себя стратегию и тактику профессиональной деятельности специалистов ДОУ, направленный на воспитание личности, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе, создание максимально благоприятных условий для интеграции детей в социум. Для таких детей в детском саду разработаны АООП для детей имеющих интеллектуальные нарушения, АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи, АОП для детей с задержкой психического развития, АОП для детей имеющих фонетико-фонематические нарушения речи. Для детей с ОВЗ создаются специальные условия, которые обеспечивают комфортное пребывание в ДОУ.
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит: во-первых, возрастные особенности детей на разных периодах развития; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
ОТЧЕТ о работе ресурсного центра за 2021-2022 учебный год
Аналитическая справка 22-23 сентября 2022г.